Соперник или союзник: что предвещает рост искусственного интеллекта в сфере занятости и как сохранить свою профессию

Опубликован автором:

Все чаще технологии искусственного интеллекта интегрируются в процессы подбора кадров, оценки навыков и повышения квалификации сотрудников. Это создает новые возможности для HR-специалистов и делает их работу более эффективной. Тем не менее, challenges, связанные с использованием ИИ, продолжают существовать. В данной статье мы рассмотрим, каким образом искусственный интеллект поддерживает рекрутеров, какие трудности возникают при его внедрении в рамках компаний, а также какие компетенции следует развивать, чтобы не оказаться в невыгодном положении.

В 2024 году около 37% организаций в России применяют искусственный интеллект для решения задач в области управления человеческими ресурсами. Наиболее часто встречающиеся применения ИИ включают в себя создание описаний вакансий и должностных обязанностей (47%), а также планирование интервью и формулировку вопросов для тестов, а также анализ резюме.

Стремление к автоматизации повседневных задач с использованием искусственного интеллекта актуально не только для области управления персоналом. На бытовом и рабочем уровнях ИИ помогает людям избавиться от рутинной работы. Проще говоря, теперь не нужно долго размышлять о том, что приготовить на ужин или какой фильм посмотреть — нейросети способны предложить сбалансированное меню на неделю и рекомендовать фильмы в соответствии с нашими интересами. Кроме того, они могут проанализировать условия контракта или обнаружить аномалии на медицинских изображениях КТ. Это позволяет высвободить значительное количество трудозатрат, которые можно использовать для дальнейшего роста бизнеса, общества и государства.

«Нейросети значительно упрощают многие аспекты нашей жизни. Например, мы разработали инструмент для первичной оценки резюме. Этот сервис значительно упрощает работу HR-менеджеров и позволяет экономить их время: платформа способна обработать 100 резюме всего за 10 минут. В то время как рекрутерам на обработку этой же сотни резюме будет необходимо целых 5 часов», — делится информацией Антон Прокопчин, директор по продуктам в компании Proscom.

Интеграция инструментов искусственного интеллекта в бизнес-процессы значительно улучшает их производительность. Любая работа с информацией — будь то обработка, поиск или анализ — будет выполняться с гораздо большей точностью и скоростью. Алгоритмы способны выявить моменты, которые могут ускользнуть от человеческого внимания, и сделают это в считанные минуты. Кроме того, они могут создать визуализацию данных.

Как нейросети могут усложнить жизнь

Когда трудоемкие и рутинные процессы передадут нейросетям, специалистам в области HR станет доступно больше времени для выполнения творческих задач. Это благоприятно отразится на их взаимодействии с людьми, ведь работа в HR заключается, прежде всего, в развитии отношений с командой и формировании корпоративной культуры.

1. Баланс стоимости и необходимости инструментов и человеческого труда

Многие люди боятся, что машины заменят их в профессиональном плане. Однако если нанять человека дешевле, или его работу невозможно заменить искусственным интеллектом, разумеется, компания будет использовать труд людей. Это касается профессий, требующих эмоционального понимания и критического мышления: психологов, психотерапевтов, медицинских работников, юристов и других.

Безусловно, если речь идет о профессиях, которые встречаются повсеместно и в которых преобладают механические задачи, то более целесообразно заменить таких сотрудников или даже некоторые аспекты их работы на алгоритмы. Например, в сфере бухгалтерии и финансовой аналитики искусственный интеллект способен автоматизировать обработку данных, анализ финансовых показателей и создание отчетов. В области data-аналитики нейросети могут заниматься сбором, обработкой и визуализацией данных.

2. Предвзятость ИИ-систем

Нейросети обучаются на основе человеческого опыта и данных, которые созданы людьми. Если модель использует необъективные наборы данных для своего обучения, она будет продолжать воспроизводить эту необъективность, что в отдельных случаях может угрожать здоровью и жизни людей.

Например, в октябре 2020 года в Бостоне алгоритм ИИ предотвратил возможность трансплантации почки для чернокожих пациентов. Выяснилось, что формула, применяемая для оценки тяжелых заболеваний почек, учитывает расовую принадлежность. Из-за этого ИИ-система назначала чернокожим пациентам более высокие показатели здоровья и не включала их в список ожидания на трансплантацию. В то время как пациенты другого расы с аналогичными показателями попадали в этот список. Таким образом, подобная практика может усугубить здоровье неравенство.

Чтобы снизить риски появления у ИИ предрассудков, нужно проверять данные, на которых он обучается.

3. Боязнь утечки данных

Сбор и анализ информации могут угрожать правам человека (фактически, они уже нарушаются). Более того, существующие проблемы в области кибербезопасности все еще не решены: как системы, использующие искусственный интеллект, так и обычные цифровые платформы становятся мишенью для хакеров. Для предотвращения подобных угроз необходимо внедрение четких стандартов защиты данных и эффективной политики конфиденциальности.

Искусственный интеллект возлагает ответственность на всех участников процесса HR и создает значительные вызовы и потенциальные угрозы. С каждым днем фальсификация информации становится проще и менее затратной — нейронные сети способны генерировать ложные события, а также подделывать голос и внешность, что позволяет мошенникам манипулировать этими данными. Поэтому критически важно осуществлять контроль над технологиями ИИ: необходимо обеспечивать их защиту от действий злоумышленников и регламентировать принимаемые алгоритмами решения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *